Главная » 2008 » Апрель » 7 » Великий пост
14:59:45
Великий пост

У христиан сейчас продолжается Великий пост. Рассказать о нем мы попросили отца Александра, настоятеля храма Святой Преподобной Преподобномученицы Елисаветы. Пост, или Великая Четыредесятница, - это подготовительное время ко встрече праздника Светлого Христова Воскресенья Пасхи. Еще в древности сложилась традиция в Великую субботу перед Пасхой совершать общее крещение оглашенных. Широко известна поговорка: "что кричишь, как оглашенный". Но в те времена "оглашенным" называли человека, которого оглашали, т.е. готовили ко крещению. И сейчас на службе произносится древний возглас: "Оглашенные, изыдите". Так готовящихся принять крещение призывали покинуть храм, так как оглашенный не имел права находиться в нем, когда освящаются Святые Дары. Оглашение в древней церкви совершалось в течение 40 дней, года, иногда нескольких лет, пока человек учился основам веры. В Великую субботу собирали оглашенных со всей епархии, епископ их крестил, они впервые причащались и на следующий день встречали Пасху, радость торжества светлого Христова Воскресения. В древности, в самом начале пост был общим не для всех, постились только люди, готовящийся к крещению. Но если в эти 40 дней их приглашал к себе в дом кто-то из крещеных друзей, знакомых или родственников, закон гостеприимства требовал усадить гостя за стол, на котором у крещеного человека вполне могло быть мясо. Как быть? Была установлена традиция: вместе с оглашенными пост принимает вся церковь - в знак солидарности, солюбви и соучастия в подвиге другого человека.

Таково первое, историческое, значение поста: пост - это дело общей любви всей церкви. Про второй смысл Великого поста сказано у Симеона нового Богослова, святого мужа X столетия: пост - это наша духовная десятина Богу, гораздо более важная, чем материальная. Симеон высчитал количество строго постных дней, и их получилось 36,5 - десятая часть дней года. Мы целый год заняты насущными делами, но в Великий пост приходит время отдать духовную десятину, - человек начинает больше заботиться о своей душе, больше заглядывать внутрь себя. Такова духовная составляющая святой Четыредесятницы. Ну а третий, не менее важный компонент, - подготовка к празднику Пасхи. Великий пост - это лествица духовного восхождения к Пасхе. В первое воскресение Великого поста церковь чтит праздник Торжества православия, установленный в память о том, что в этот день была побеждена ересь иконоборчества. В духовном смысле Торжество православия - фундамент. Хочешь построить дом - сначала рассчитай фундамент, чтобы дом стоял не на песке, а на надежном основании. Фундамент правильной духовной жизни - православная вера. В начале 90-х годов, когда были модны разные духовные искания, был такой случай. Шел как-то священник в своем облачении по Арбату, где собираются искатели разных духовных приключений и подвигов. К нему от группы людей подошла девушка и с неким вызовом сообщила, что она лишь месяц занимается одной из восточных духовных практик, а уже умеет левитировать. (Левитация - способность отрываться от земли.) Священник ей сказал: "А знаешь, я тебе верю, но ответь мне на другой вопрос: за время, проведенное в твоей новой духовной общине, научилась ли ты больше любить людей?" Ответить на это девочке было нечего - опустила голову и ушла.

Духовных путей много, но не все они учат любить Бога и ближнего. Этому учит путь православной духовной жизни. Во вторую неделю Поста церковь празднует память святителя Григория Паламы, архиепископа Салоник. Он известен тем, что защитил учение афонских православных монахов об исихазме - священнобезмолвии. Священные безмолвники в молчании творили Иисусову молитву и достигали состояния обожения. В 13-14 веке один ученый монах восстал против этого учения, и святитель Григорий Палома составил в защиту учения "Святогорский Томас" о молитве и Божественном свете, который просвещает каждого человека, стремящегося к истине. Поднимаясь по духовному пути человек, который хочет достичь обожения, совершает это через молитву. Господь на горе Фавор показал апостолам Иакову, Иоанну и Петру, что через молитву человек может достичь Божественного просвещения. Третье воскресение Святой Великой Четыредесятницы - Крестопоклонная неделя. В этот день во всех церквях в середине храма, на аналое, полагается крест, взирая на который, человек думает о Пасхе, ведь за Голгофой, за крестом была Пасха Христова. Половина подвига прошла, многие устали и изнемогли. Чтобы подкрепитьих духовные силы, чтобы мы имели возможность духовного отдохновения, получили передышку, церковь и говорит: посмотри, ради чего ты стараешься, - скоро Пасха. В четвертую неделю Святого Великого поста церковь предлагает нам для подражания подвиг одного из великих православных подвижников - преподобного Иоанна Лествичника.

Он написал труд, который так и называется "Лествица", где описывает пути борьбы со страстями, одолевающими нас, и пути стяжания добродетелей. Церковь в это воскресенье показывает нам, каких духовных высот человек может достичь, идя путем покаяния, молитвы и любви к ближнему. В пятую неделю Святой Великой Четыредесятницы церковь показывает нам силу и высоту покаяния на примере Преподобной Марии Египетской, которая в первый этап своей жизни была блудницей. Когда она пришла в Святую землю, в Иерусалимский храм, с ней случилось чудо - она не смогла войти в храм. Божественная сила отбрасывала ее от святыни: Мария входила в притвор, а дальше храмовых дверей пройти не могла. Решив, что ее оттесняет толпа, она подождала, пока толпа рассосется, попыталась войти снова, но не смогла. И тут она поняла, что ее не пускают в храм ее собственные грехи. Она раскаялась, помолилась и после этого смогла войти в храм, поклониться кресту. А затем ушла в пустыню, вела подвижническую, монашескую жизнь. Суть покаяния не в перечислении грехов и констатации фактов, а в изменении образа мысли. С Марией как раз это и произошло. Житие Марии Египетской показывает: нет такого греха, который бы Господь не простил, если человек, искренне раскаявшись, изменяет образ жизни. Заканчивается Великая четыредесятница Лазаревой субботой, воспоминанием о воскрешении праведного Лазаря и Входом Господним в Иерусалим, Вербным воскресением, после которого наступает Страстная седьмица. Это особые дни, в каждый из них вспоминаются события последней недели жизни Спасителя. Теперь что касается запретов и ограничений во время поста. Как-то, еще в советское время, одного из известных духовников его духовная дочь спросила: "Батюшка, как мне быть? Я обедаю на работе за одним столом с парторгом, директором. Как мне при них отказываться от мяса?" Духовник ответил: "Мясо ешь, людей не ешь". Это золотой принцип отношения к посту. Я не призываю нарушать пост и есть мясо. Но дело не в гастрономических ограничениях, они лишь помогают нам увидеть свои страсти. Человек отказался от мяса, начинает злиться, и тут он понимает - а я-то, оказывается, гневлив. Проявляются и иные какие-то страсти. Смысл поста в том, чтобы не есть своего ближнего. Пост в любых его составляющих позволяет увидеть свои недостатки и постараться себя изменить за время поста, стать ближе к Богу, победить хотя бы что-то в себе. Не зря говорят, что самая важная победа - над самим собой.

В пилотном режиме действует сайт www.elisaveta.ru. На форуме сайта можно задать свои вопросы.

Просмотров: 1614 | Добавил: Настоятель | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 2
2 Горев  
0
Спасибо!

1 DYNAMO  
0
Ну это нормально!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]